В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».

В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».
В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».
В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».
В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».
В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор».
Фото: adm-bolhov.ru

На выставке представлены платки, шали, палантины, шарфы, косынки конца XIX века , XX века, а так же современные модели платков и шалей из фондов музея и от частных лиц.

Организовывая эту выставку, мы хотели показать, что в последнее время особую актуальность приобретает сохранение традиционной культуры русского народа, которая заключает в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Изучение традиций имеет глубокий идейно — нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

Хотелось бы рассказать немного о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке. Ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно.

Предлагаем Вам отправиться в небольшое путешествие по истории. Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’. В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы. Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Затем женщины стали носить убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками. Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и

40—50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант — украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.

Художник Суриков

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда — концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ — XIX вв., а образ русской женщины — «Алёнушки в платочке», завязанном таким образом, — сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что «дом без кровли», «церковь без купола». Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния. Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия. Производство платков. На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком. Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. — в 1810 г., когда пришел стиль «ампир». В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.

Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.

· 1. Колокольцовские шали — на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.

· 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. «Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа».

· 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.

Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила 12-15 тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет. </li> В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков — Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале «Мануфактура и торговля» за 1845 г. Отрывки оттуда: » 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад». Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.

В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические — к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. — ализариновые. К концу 19 в. — началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярности способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем — к нарядам крестьян и городских низов.

Приглашаем посетить выставку, которая будет работать до конца апреля.

Ещё новости о событии:

В Болховском краеведческом музее представлены платки, шали, палантины, шарфы, косынки конца XIX-XX вв., а также современные модели платков и шалей из фондов музея и от частных лиц.
15:55 20.03.2018 InfoOrel.Ru - Орел
В Болховском краеведческом музее с 17 марта открыта выставка «Платка диковинный узор». - Администрация Болховского района
На выставке представлены платки, шали, палантины, шарфы, косынки конца XIX века , XX века, а так же современные модели платков и шалей из фондов музея и от частных лиц.
11:41 20.03.2018 Администрация Болховского района - Болхов
 
По теме
Это предусмотрено сводным планом. Губернатор Орловской области Андрей Клычков утвердил сводный план тушения лесных пожаров на территории Орловской области на период пожароопасного сезона 2024-го года.
Он был за рулем "Рено Дастер". Фото: тг-канал "Кромы|Новости поселка, района и региона" В Кромском районе Орловской области утром 18 марта столкнулись "Рено Дастер" и грузовик "SHACMAH".
Орловское информбюро
// Фото: diabetdoctor.ru - Правительство Орловской области Фото: diabetdoctor.ru Региональная программа «Борьба с сахарным диабетом» утверждена распоряжением Правительства Орловской области № 129-р от 29 февраля 2024 года в целях улучшения здоровья населения,
Правительство Орловской области
Сегодня мы отмечаем десятую годовщину воссоединения Крыма и Севастополя с Россией – значимое событие в истории нашей страны и долгожданное для многих наших соотечественников.
Троснянский район